«Мегалайн»: ТПУ станут новыми точками развития Петербурга

– Геннадий Павлович, чем вызван интерес «Мегалайна» к проекту?

– Ежедневно общественным транспортом в Петербурге пользуются более 6,5 миллионов пассажиров, но лишь 15% из них удовлетворены состоянием инфраструктуры и условиями пересадок. Еще в 2015 году правительство города определило перечень из 61 приоритетного ТПУ в госпрограмме развития транспортной системы Санкт-Петербурга.Такие объекты должны помочь Петербургу развести пассажирские и транспортные потоки, сократить время при пересадке с одного вида транспорта на другой. В итоге это приведет к снижению нагрузки на дорожную сеть города, повышению безопасности и комфорта для людей.

К сожалению, реализовать намеченное за счет бюджетных средств в необходимом объеме до настоящего времени не удалось, поэтому мы вышли с предложением реализовать проект с помощью частных инвестиций.

– Как вы видите свою роль в проекте: «Мегалайн» будет девелопером, инвестором, подрядчиком?

– «Мегалайн» – строительная компания полного цикла, мы одновременно выступаем девелопером, инвестором и генеральным подрядчиком. За 10 лет мы успешно реализовали большое количество проектов в сфере общественно-деловой и жилой застройки в Санкт-Петербурге и других регионах России. На сегодняшний день в компании работают около 500 сотрудников различного профиля и высочайшей квалификации, которыми в общей сложности спроектировано и построено около 1 миллиона квадратных метров недвижимости.

"Мегалайн": ТПУ станут новыми точками развития Петербурга

– Какой объем собственных средств планируете вложить в проект? Есть ли договоренность с банками о заемном финансировании?

– На сегодняшний день общий объем инвестиций в проект оценивается в 186 миллиардов рублей. При этом объем наших собственных средств будет зависеть от каждого конкретного ТПУ и решений, реализуемых в нем. У компании есть банки-партнеры, с которыми обсуждались условия и варианты совместного вхождения в проект. Среди них и стандартные 30 на 70, и 50 на 50.

– Кто будет участвовать в реализации проекта, помимо «Мегалайна» и банков? Могут ли быть приглашены другие инвесторы?

– На данном этапе «Мегалайн» рассчитывает реализовать проект собственными силами, но не исключает возможности сотрудничества с другими компаниями, например, с ОАО «РЖД».

При этом наша инициатива активно поддерживается Агентством стратегических инициатив: строительство ТПУ в Петербурге включили в перечень значимых проектов по развитию российских городов и 16 декабря 2021 года представили президенту России на заседании Набсовета АСИ. Также проект получил одобрение со стороны министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Надеемся, что в ближайшее время он найдет поддержку и в других исполнительных органах власти на федеральном уровне.

"Мегалайн": ТПУ станут новыми точками развития Петербурга

– Можно ли назвать проект примером частно-государственного партнерства и какого участия от властей Петербурга вы ждете в рамках проекта?– В 2021 году в рамках Петербургского международного экономического форума между «Мегалайном» и правительством города в лице комитета по инвестициям было подписано соглашение о сотрудничестве в реализации проекта. Мы рассчитываем, что для реализации проекта власти Петербурга будут консультировать нас при разработке транспортных и градостроительных решений, предоставлять городские объекты недвижимости, необходимые для развития территорий ТПУ, а также при необходимости внесут изменения в генплан города и правила землепользования и застройки.

После завершения строительства ТПУ транспортная инфраструктура будет передана в собственность города, а общественно-деловая останется в собственности компании и будет эксплуатироваться по прямому назначению. Это позволит нам в последующие годы вернуть средства, инвестированные в создание объектов транспортной инфраструктуры.

– Сколько лет, по вашим оценкам, может потребоваться на реализацию такого проекта?

– Мы готовы выполнить проектирование, строительство и ввод одного из пилотных ТПУ в эксплуатацию уже до конца 2024 года, но для этого потребуется своевременное предоставлением городом земельных участков и его активное участие на всех этапах реализации проекта.

– И где планируется реализовать пилотный проект?

– Совместно с городом для первоочередной проработки были выбраны четыре ТПУ — у станций метро «Старая деревня», «Гражданский проспект», «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко». Технико-экономические параметры по ним еще не утверждены, сейчас ведется разработка основных проектных решений.

Но уже сейчас могу сказать, что, например, возле станции метро «Старая деревня» будет создана многофункциональная зона с комфортной пересадкой, которая объединит несколько крупных объектов транспортной инфраструктуры: остановки автобуса, троллейбуса и трамвая, железнодорожную станцию и вестибюль метро.

Есть также планы по строительству пересадочных узлов у станций «Купчино», «Юго-Западная», «Проспект Ветеранов» и проектируемой станции метро «Шуваловский проспект».

Читать также:  Бывшие банкиры выкупили площадку братьев Ананьевых в Подмосковье

"Мегалайн": ТПУ станут новыми точками развития Петербурга

– Предполагается ли реализация проектов ТПУ в зоне исторической застройки? Если да, то каким образом вы планируете вписать в городскую среду большие инфраструктурные объекты без ущерба памятникам культуры?

– В перечне из 61 ТПУ, утвержденном правительством Санкт-Петербурга, предусмотрено, в том числе, и развитие транспортной инфраструктуры в зоне исторической застройки. Обещаю, что любые решения будут разрабатываться с учетом действующих ограничений и при условии сохранения архитектурного облика города и застройки его исторических районов.

– Появится ли ТПУ в аэропорту Пулково?– Строительство ТПУ в Пулково запланировано. Транспортно-пересадочный узел там должен быть сформирован на базе остановок наземного общественного транспорта, будущего скоростного трамвая, перспективных станций метро и железной дороги.

– Какова общая площадь земельных участков, которые нужны для реализации проектов ТПУ?

– Точных цифр на данном этапе назвать не получится, поскольку основные проектные решения, в том числе по развитию транспортной инфраструктуры, находятся в процессе разработки и не утверждены.

– Сколько рабочих мест будет создано в ходе реализации проекта?

– Планируется создать более 40 тысяч рабочих мест, в том числе, благодаря проектированию в составе ТПУ общественно-деловых объектов. Мы убеждены, что реализация этого проекта нужна и горожанам, и бизнесу. Строительство подобных объектов позволит не только обновить или создать новую транспортную инфраструктуру – на базе ТПУ появятся новые точки роста деловой активности, позволяющие развиваться малому и среднему бизнесу.

– ТПУ будут возводиться по единой концепции, или в каждом случае проекты разработают индивидуально?

– Мы изучили международный опыт строительства ТПУ — в частности, объекты, созданные по проектам японского бюро Nikken Sekkei, французского AREP и и других международных фирм. Единой концепции развития ТПУ не существует. Все зависит от конфигурации дорог, пассажирооборота и задействованных видов транспорта, а также от расположения объекта в структуре города и от окружающей застройки.

При этом, конечно, существуют общие принципы разработки концепций всех без исключения ТПУ. В их числе — минимизация времени пересадок и расстояний, преодолеваемых пассажиром при смене транспорта, повышение комфорта пересадки и ее доступности, в том числе для маломобильных людей, а также транзитно-ориентированное развитие, уменьшающее маятниковую миграцию и нагрузку на транспортную систему.

"Мегалайн": ТПУ станут новыми точками развития Петербурга

– Планируется ли привлекать к разработке проектов известных российских и международных архитекторов?

– Сейчас еще нет конкретных имен и названий фирм, но мы рассматриваем возможность приглашения к участию в проекте крупных и известных архитектурных бюро как из России, так и из-за рубежа.

– Будут ли учтены в проектах особенности петербургского климата, к примеру, проблемы из-за снежных завалов?

– Конечно, планировочные решения функциональных зон и отдельных объектов в составе ТПУ будут максимально учитывать сезонные особенности и температурный режим Петербурга. Так, места посадки-высадки пассажиров и основные маршруты пересадки будут организованы по принципу «сухих ног», то есть защищены от воздействия осадков. В ТПУ с большим пассажиропотоком откроются теплые залы для ожидания и пешеходные галереи, будут размещены туалеты и объекты попутного обслуживания.

– В Петербурге анонсировано строительство множества новых станций метрополитена, правда, ввод в эксплуатацию большей их части состоится на горизонте 15-20 лет. Будут ли ваши проекты учитывать потенциальную возможность строительства новых станций метро в городе?– Специалисты «Мегалайн» провели анализ материалов по развитию метрополитена Санкт-Петербурга и потенциальных сроков ввода в эксплуатацию новых станций. Конечно, предложения по развитию и строительству ТПУ учитывают планы города, и все решения будут связаны между собой.

– Поможет ли строительство ТПУ решить вопрос проблемных транспортных точек Петербурга? Какие преимущества получат, например, жители Кудрово, Мурино, Парнаса, Шушар?

– Формирование сети из 61 ТПУ в Санкт-Петербурге вместе со строительством в них современной транспортной инфраструктуры и общественно-деловых объектов позволит в целом перераспределить существующие пассажирские и транспортные потоки в городе, повысить привлекательность общественного транспорта и дать возможность еще большему числу людей, в том числе, жителям перечисленных районов, отказаться от личного автомобиля. Кроме того, все проекты ТПУ будут предусматривать максимальную доступность для маломобильных групп населения.