Ритейлеры: быть дачником становится затратно

Садовый инвентарь подорожал на 28%, а семена на 25%.

Началось лето, дачный сезон в самом разгаре. Владельцы загородной недвижимости проводят выходные за работой на участке. Заняться огородом и садом, привести территорию в порядок. 

Ритейлеры: быть дачником становится затратно

Для этого нужны семена, рассада, саженцы и удобрения. А также инвентарь: лопаты, грабли, сучкорезы, тяпки, тачки, оборудование для полива грядок. Арсенал не мал. Но не всегда в сарае есть всё необходимое. Что-то ломается, что-то требуется докупить. В этом году спрос на такие товары, по мнению российских ритейлеров, увеличился в 3 раза. Однако отмечается, что цены возросли.

Например, тачки подорожали на 28%, тяпки на 23%, сучкорезы на 21%, шланги на 20%, а секаторы — на 18%. Аналитики крупного онлайн-магазина инструментов (и другой продукции для садоводов) определили самые востребованные товары. Это тачки, теплицы, парники, мотоблоки и газонокосилки. Спрос на лопаты и прочий инвентарь снизился — на 38%. Андрей Туманов, председатель Совета Московского союза садоводов, считает, что это закономерно.

Когда в стране получается ситуация, связанная с дефолтом, с инфляцией — всегда увеличиваются продажи семян, растений и, естественно, оборудования. Но оборудования — во вторую очередь. Потому что оборудование — не ежегодно закупаемые вещи. Те же лопаты есть у всех. Всё это не привязано к какому-то году и каким-то событиям.

При этом Туманов убеждён, подорожание не вызвано последними событиями, санкциями — Китай продолжает наполнять российский рынок. И европейские компании производят товары в Поднебесной.

Ритейлеры: быть дачником становится затратно

Экономисты предполагают, что рост стоимости инвентаря спровоцировала отчасти… психологическая инфляция. То есть, у человека нет веских причин накручивать цены, с производственным процессом и логистикой всё в порядке. Но в других сферах жизни дорожают, к примеру, услуги. И предприниматель видит, что в медицинских центрах или автомобильных сервисах, прайс претерпел изменения (а порой и существенные). Хозяин маркета задаётся вопросом. Почему я тогда не повышаю стоимость тех же лопат, отпускаю по «старым» ценам? И эксперты полагают, что такое отношение влияет на ситуацию.

Читать также:  Какая фурнитура используется для стекла

Ритейлеры: быть дачником становится затратно

А что с посевным материалом? В известном интернет-магазине уточнили, что садоводы в России традиционно покупают семена огурцов и помидоров, а также картофеля. Для цветников, ландшафтного дизайна — семена лилий и петуний. 

Ритейлеры: быть дачником становится затратно

Андрей Туманов рассказал, что сейчас всё это подорожало на 10–25%, но пояснил — речь о семенах, которые были произведены 1–2 года назад. Продукцию завезли в страну и упаковали. По его словам, дачники преимущественно пользуются импортными посевными материалами. В РФ семена только фасуют. Но дефицита нет, разнообразие остаётся. Почему же растут цены? Некоторых торговцев к этому решению, полагает дачник, толкает неопределённость, ожидание.

Ритейлеры: быть дачником становится затратно

Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, что инфляция мировая, завезённая. Юрий Николаев, заместитель директора Россельхозцентра, видит иную причину происходящему.

Чем качественнее семена, тем они дороже. Стоимость зависит от их качества. От новых сортов тоже зависит. И от репродукции. Элитные семена дороже, первой репродукции — дешевле, второй репродукции — ещё дешевле. Всё это влияет на цену семян. Качество семян улучшается с каждым годом.

Сэкономить можно на упаковке. В яркой привлекательной «обёртке» нередко те же семена, что и в простом, неприглядном. По словам Туманова, качество — это лишь треть цены товара. Остальное — внешний вид и бренд. Стоит также потратить время на поиски более выгодного варианта. Случается, что удобрение от разных производителей отличается по стоимости в несколько раз. Но состав и вес — одинаковые.

Ритейлеры: быть дачником становится затратно

А в Россельхознадзоре рассказали о продаже «несуществующих» семян в интернет-магазинах. Выяснилось, что на сайтах нескольких областей торговали посевным материалом сортов — не включённых в Государственный реестр селекционных достижений. Например, огурцов «Приятель», редиса «Красный с белым кончиком», моркови «Корейская закуска». Происхождение продукции неизвестно. Нет никаких гарантий всхожести, качества урожая. В службе рекомендуют при покупке сверяться Госреестром.